Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нём упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник св. Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и преп. Иоанном Дамаскиным.

У нас всё как обычно: всенощная с выносом плащаницы и праздничная литургия. Служба праздника соединялась с воскресной, это было особенностью богослужения в этом году.

Яндекс.Метрика